Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сахзаводская средняя общеобразовательная школа»
 
Фотографии

Доступная среда


    Отчет о Результатах самообследования региональной инновационной площадки "Реализация модели инклюзивного образования в образовательной организации в рамках государственной программы РФ "Доступная среда" (2013-2018г.)


    Модели предоставления специальных образовательных услуг
    План мероприятий по реализации программы "Доступная среда" на 2015-2016 учебный год
    Положение о промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ
    Положение о дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
    Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме
    Положение о координационном совете по инклюзивному и дистанционному обучению детей-инвалидов и детей с ОВЗ
    Положение об обучении учащихся на дому
    Положение о порядке организации интегрированного (инклюзивного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
    Положение об обучении по индивидуальному учебному плану
    Положение о службе психолого-педагогического и социального сопровождения
    Программа коррекционной работы
    План мероприятий по реализации программы "Доступная среда"
    Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников дошкольных групп
    Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ)

     

     
    Инклюзивное образование: от теории к практике

     

    26 февраля 2015 г. на базе МБОУ "Сахзаводская СОШ" был проведён «круглый стол» заместителей директоров по УВР школ с представителями управления образования администрации Ливенского района. Тема мероприятия: «Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность и качество образования для обучающихся с ОВЗ».
    В нём приняли участие:
    - Пыщев П.А., заместитель начальника управления образования администрации Ливенского района;
    - Калашникова И.Н., главный специалист РУО;
    - Красов А.В., главный специалист РУО;
    - Пчельникова И.В., ведущий специалист РУО;
    - Лапина Т.В., директор ЦПМСС Ливенского района;
    - Ревина Е.В., директор МБОУ «Сахзаводская СОШ»;
    - Заместители директоров по УВР школ Ливенского района.

     

    За круглым столом состоялся важный разговор о методологии, практике и технологии инклюзивного образования. Наша школа не случайно стала инициаторов организации данного мероприятия, т.к. она стала первым образовательным учреждением в Ливенском районе, вступившим в региональную площадку «Доступная среда».

     

     

    Всех участников встречи приветствовала Ревина Елена Валентиновна, она познакомила собравшихся с понятием «инклюзивное образование» (обучение и воспитание детей с особыми потребностями в учреждениях общей системы образования в едином потоке с нормально развивающимися детьми). Рассказала о том, какие условия для организации такого обучения за последнее время созданы в нашей школе.
    О проблемах организации учебно-воспитательного процесса в школе, реализующей инклюзивную практику рассказали Кудинова С.Н., зам.директора по УР, и Фаткина Ю.И., зам.директора по ВР.
      С алгоритмом работы социально-психологической службы познакомила Сопова О.И., педагог-психолог. Савкова С.А. поделилась опытом организации взаимодействия педагогов с семьёй, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
    Гости мероприятия посетили открытые уроки и занятия, на которых педагоги нашей школы показали формы работы в условиях инклюзивного образования:
    - факультатив «Инфознайка», 2б класс (учитель Хайрова Н.Р.);
    - творческая мастерская с элементами проектной деятельности «Умелый немецкий», 3а класс (учитель Головина Е.В.);
    - урок литературного чтения, 4 класс (учитель Воробьёва Ж.В.);
    - урок биологии с элементами интерактивного обучения, 7а класс (учитель, Мосолова Е.В.);
    - элективный курс «Подготовка к ГИА по русскому языку», 9а класс (учитель Голдаева Т.В.)
      Закончился методический семинар дискуссией, итогом которой стало утверждение, что инклюзивное образование необходимо рассматривать как возможность детям с ограниченными возможностями здоровья не только успешно пройти ГИА, но и войти в общество как полноправный гражданин, способный к самостоятельной жизни, взаимоотношениям с окружающими людьми и продуктивной деятельности.

     

    АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАНАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
    (для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)на 2015-2019 гг.

    АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
    (для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) на 2015-2020 гг.

     


     


    22.01.2015 г. состоялся методический семинар по проблеме 

     

    "Особенности психолого-педагогической поддержки воспитанников и обучающихся в учреждении, реализующем инклюзивную практику".

    Повестка заседания.
    1. Обсуждение проблемы «Особенности психолого-педагогической поддержки воспитанников и обучающихся в учреждении, реализующем инклюзивную практику».
    2. Анализ открытых занятий НОД и уроков, показанных педагогами на методическом дне.
    3. Рекомендации педагогам по итогам семинара.

    В начале обсуждения методической проблемы выступила Кудинова С. Н., заместитель директора школы по УР. Она сказала, что тема методического семинара особенно актуальна в условиях вступления МБОУ «Сахзаводская СОШ» в программу «Доступная среда».
    Развитие системы инклюзивного образования – долгосрочная стратегия, требующая терпения и терпимости, последовательности, поэтапности и комплексного подхода для ее реализации.
    Особое место в данной системе занимает педагог. Именно от его эмоциональной устойчивости, готовности к принятию детей с особыми образовательными потребностями зависит развитие инклюзивного обучения в системе образования.
    Инклюзивное образование представляет собой такую форму обучения, при которой учащиеся с особыми потребностями:
     посещают те же школы, что и их братья, сестры и соседи;
     находятся в классах вместе с детьми одного с ними возраста;
     имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели;
     обеспечиваются необходимой поддержкой.
    Инклюзивное образование требует не только специально-созданных комфортных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья, но и особой психологической готовности от учителя. Но уже на начальных этапах образования остро встает проблема неготовности учителей массовой школы. У педагогов появляются такие психологические «барьеры» как: страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми.
    Психологическая готовность педагога к инклюзивной практике в образовательной среде — это уровень его знаний и профессионализма, позволяющий принимать оптимальные решения в конкретной педагогической ситуации, и представлена тремя группами специальных компетенций: организационно-управленческих, образовательных и методических.
    В структуру психологической готовности входят следующие компоненты:
     эмоциональное принятия детей с различными типами нарушений в развитии;
     готовность включать детей с различными типами нарушений в деятельность на уроке;
     удовлетворенность собственной педагогической деятельностью.

    Эмоциональное принятие педагогом обучающегося с ОВЗ имеет профессиональный «барьер» – учитель психологически не принимает того ребёнка, в успешности обучения которого он не уверен. Он не знает, как оценивать его индивидуальные достижения, каким способом проверять его знания.
    Для того, чтобы процесс эмоционального принятия был успешен, у учителей необходимо формировать эмпатию по отношению к такому ученику. Эмпатия учителя по отношению к ученику - одна из форм проявления уважения.
    Эмпатия выражается в возможности подняться над собой и над ситуацией, посмотреть на себя со стороны, дать оценку своей деятельности и поведению при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Способность к сопереживанию не только повышает адекватность восприятия «другого», но и ведет к установлению эффективных, положительных взаимоотношений с учащимися. Проявление эмпатии находит эмоциональный отклик у учащегося, и между ним и педагогом устанавливаются положительные отношения.
    Для того чтобы максимально психологически быть готовым к реализации инклюзивного образования учителю важно овладеть навыками эмпатического слушания, цель которого – создание у учащихся ощущения того, что его чувства и переживания приняты, поняты и интересны педагогу. От педагогического влияния зависит, насколько ребенок будет эмоционально насыщен, насколько интересна и увлекательна будет для него жизнь в школе.
    Также базовым компонентом психологической готовности к реализации идей инклюзивного образования выступает мотивационная сфера педагога, которая обусловливает целенаправленный, сознательный характер его действий и определяет потенциальные возможности личности. Именно в
    мотивационной сфере отражаются и проявляются наиболее значимые характеристики психологической готовности к инклюзивной практике.
    Модель «идеального педагога» содержит такие характеристики учителя, как:
     профессиональное мастерство в преподавании;
     общая информированность;
     психическое и физическое здоровье;
     креативность и направленность на нововведения;
     гибкость в мышлении и поведении;
     авторитетность и личностная успешность;
     стремление к самореализации;
     коммуникабельность;
     знание индивидуальных, гендерных и возрастных особенностей учащихся; внимательность и рефлексивность;
     чуткость и тактичность
     требовательность в сочетании со справедливостью;
     стрессоустойчивость;
     чувство юмора и меры;
     трудолюбие и результативность.

    Методические рекомендации в работе с детьми с ОВЗ
    • Сохранять позитивный настрой и принятие ребенка, учитывая индивидуальные особенности.
    • Необходима постоянная направляющая помощь со стороны взрослого.
    • Если ребенок «выключился», его не надо трогать или подгонять – ребенок должен работать в том ритме, в котором работает его мозг.
    • Давать точный алгоритм действия, выделять сущность, используя короткие, четкие фразы.
    • Необходимо останавливать работу, если она становится хаотичной.
    • Ученик поймет и выполнит задание лучше, если проговорит его вслух.
    • Не требовать обязательной успешной самостоятельной работы.
    • При подаче материала использовать наглядные материалы и графические изображения.
    • Подавать материал «связанным» в символической и знаковой форме.
    • Использовать активные формы обучения.
    • Избегать грубой критики: сильные отрицательные эмоции снижают способность к обучению.
    • Не повышать эмоциональный фон.
    • Монотонная и неинтересная работа утомляет детей.
    • На протяжении урока один и тот же алгоритм должен повторяться много раз.
    • После урока необходим и обязателен отдых.
    • Лучше направить усилие на развитие интеллекта, чем на повышение внимательности.
    • Необходимо фиксировать промежуточные результаты во время выполнения заданий.
    • При освоении нового материала лучше опираться на визуальное восприятие.
    Обучающимся с ОВЗ необходим хорошо структурированный материал. Для них важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

    Многие педагоги нашей школы успешно используют названные рекомендации в своей практике, что они и продемонстрировали на открытых занятиях НОД и уроках:


    1 Петрашова В. Д. (психологическое занятие) 21.01.2015г.

     

     


    2 Шилова В. И. (логопедическое занятие) 21.01.2015г.

     


    3 Пуценко Г. Г. (2а класс, урок математики) 22.01.2015г. 

    4 Новикова В. В. (7а класс, урок географии) 22.01.2015г.

    5 Жихарев А. С. (11 класс, урок ОБЖ) 22.01.2015г.

     


    Далее с самоанализом занятий и уроков выступили следующие педагоги: Петрашова В. Д., Шилова В. И., Пуценко Г. Г., Новикова В. В., Жихарев А. С. Они поделились опытом использования различных педагогических технологий. Своими впечатлениями от занятий и уроков поделились коллеги.
    Т.о., развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный. Педагоги и администрация образовательного учреждения, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где
    центральной фигурой является ребенок.
    По итогам методического семинара были выработаны рекомендации для педагогов школы.


    Рекомендовать:

    1. Следовать методическим рекомендациям в работе с детьми с ОВЗ.
    2. Продолжить работу по изучению особенностей психолого-педагогической поддержки воспитанников и обучающихся с ОВЗ в рамках ШМО.

    Концепция ФГОС ОВЗ
    ФГОС ОВЗ приказ №1598 от 19.12.2014
    Отчет о проведении недели инклюзивного образования
    Приказ О проведении Всероссийской недели инклюзивного образования
    Психолого-педагогическое сопровожление детей с ОВЗ
    Реализация инклюзивного образования
    Роль классного руководителя в работе с детьми с ОВЗ
    Специальный федеральный государственный образовательный стандарт

     

    Анкета руководителя образовательного учреждения по обеспечению введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО







    Новости и объявления

    Международный день родного языка

    Международный день родного языка 21.02.2019
    в МБОУ «Сахзаводская СОШ» состоялись мероприятия, приуроченные к Международному дню родного языка

    Турнир по настольному теннису

    Турнир по настольному теннису 07.02.2019
    В школе поведен Турнир по настольному теннису, посвященный 76 годовщине освобождения Ливенского района от немецко-фашистких завоевателей