Капитан и правый крайний сборной России Даниил Шишкарёв в интервью «Быстрому центру» поделился особенностями возвращения в «Чеховские медведи» и рассказал о выступлении заграницей.
– Даниил, спустя семь лет вы снова в Чехове. Ощущения?
– Ощущения приятно-волнительные, что ли. Большая часть состава поменялась. Те ребята, которые были совсем молодыми, уже возмужали и окрепли, могут давать результат и отвечать требованиям тренера. Это показал прошлый сезон. Считаю, «медведи» довольно-таки успешно выступили в Европейской лиге.
Зашел в раздевалку, сразу накатили воспоминания, вернулись приятные моменты. Что касается города, то он стал более современным, развилась инфраструктура. В общем, испытал позитивные ощущения от пребывания в Чехове в эти несколько дней.
– Какие «медведи» сильнее – те, из которых вы уезжали, или те, куда вернулись?
– Думаю, однозначно те, в которые я вернулся. Перед моим уходом был переломный год, год становления. До этого случились финансовый кризис и массовый отъезд игроков. На моей памяти сезон-2013/14 получился, наверное, самым тяжелым. Большая часть гандболистов была без практики, играли совсем молодые ребята. Поэтому и считаю, что тот состав послабее.
– Судя по тому, что трансфер совершен уже после старта сезона, вы до последнего ждали заграничного варианта.
– Да, не буду скрывать. Чувствую в себе силы, есть мотивация выступать на высоком уровне. Но приезд в «Чеховские медведи» – это не шаг назад. Я хотел еще поиграть на европейской арене. Конечно, Евролига уступает Лиге чемпионов по составу и накалу. Но это тоже еврокубковые матчи, что для меня немаловажная составляющая.
Прежде я 11 сезонов участвовал в Лиге чемпионов. Прерывался только на год – как раз тогда, когда был кризис в «Чеховских медведях». Если честно, пока не могу представить себя вне европейских турниров. Настолько нравятся эти ощущения, этот адреналин. Очень доволен переходом в «Чеховские медведи» – прежде всего из-за участия в Евролиге.
– В прессе звучала информация об интересе к вам «Киля» и «Порту». Это правда?
– Не знаю, откуда это берется. С «Килем» вроде как был разговор вокруг да около. Но клуб больше перестраховывался, потому что у Никласа Экберга тогда случилась травма. Конкретики не было. Менеджер сообщил: да, разговаривали. Но о чем и как это всплыло, не знаю. Так и с «Порту». Поэтому оставлю без особых комментариев. Все это беспочвенно.
– Что помешало решить контрактный вопрос раньше?
– Все банально: помешало позднее и неожиданное расставание с «Веспремом». На будущий сезон команды обычно комплектуются до Нового года, с ноября по декабрь. В крайних случаях – после топ-турнира в январе. Если бы узнал об уходе в январе или феврале, решить вопрос трудоустройства в Европе было бы гораздо проще. Но случилось, как случилось.
– Ваш отъезд – часть перезагрузки «Веспрема» в межсезонье. Получается, это решение клуба?
– По большей части да. К сожалению. Клуб пошел на непонятные меры. Давайте назовем это перезагрузкой. Все произошло уже в отпуске. Первая неделя подошла к концу, я как раз перебрался в Россию. И тут мне позвонил спортивный директор Ласло Надь и сообщил эту новость. Дальше начались бюрократические процессы.
Хочу играть, а не отбывать номер. Есть желание как можно больше находиться на площадке, если здоровье позволит. Вариант остаться, думаю, никого не устроил бы. Как говорится, насильно мил не будешь. Договорились, расстались. Так бывает, это нормально, это часть спортивной карьеры. Думаю, от решения выиграли обе стороны.
– Как расстались с «Веспремом»? Осталась ли обида?
– Уже нет. Поначалу, конечно, было неприятно – не стану скрывать. Отпуск в разгаре, я строил какие-то планы. Расстраивался три-четыре дня, а потом отпустил ситуацию. Хорошо отдохнул и со свежей головой приступил к работе. У меня новый старый вызов – чемпионат России и Евролига. Раньше играл в этом евротурнире, когда он назывался Кубок ЕГФ, с астраханским «Лукойл-Динамо».
– Прошлый сезон в «Веспреме» хотелось бы забыть?
– Да. Со всех сторон. Первое – это отсутствие болельщиков. Знаю, какие ощущения бывают, когда играешь на «Веспрем-Арене». Второе – травма колена, которое я прооперировал в октябре. Третье – расставание с клубом.
– Четвертое – ковид.
– Да, пресловутый ковид. Но, думаю, уже восемьдесят процентов гандболистов пострадали от него. Завидую тем, кто устоял перед этой напастью. Хотя я, кстати, вакцинировался. Но попал в ту когорту, которая заболела между прививками. Поэтому и хочется забыть прошлый сезон.
– Как вы сами для себя объясняли недостаток игровой практики в «Веспреме»?
– Если честно, я был немножко удивлен подходом тренера Давида Дависа к моему подписанию и использованию. Отнесем это к предыдущим вопросам и ответам. Забыть и идти дальше. Ни на кого обид уже нет. Жизнь продолжается.
– Не пожалели, что перешли в «Веспрем»?
– Нет. Не жалею ни о чем, что сделал. Если бы была возможность отмотать, поступил бы по-другому. Но жалеть – точно нет. Я познакомился с огромным количеством классных людей, профессионалов. Многому у них научился. Как говорится, плохой опыт – тоже опыт. Было любопытно поработать с интересными людьми и изнутри посмотреть, как функционирует такой большой клуб, как «Веспрем».
– Итак, спустя неделю после начала отпуска вы узнаете, что не останетесь в клубе. Что дальше?
– Буквально через две недели начал тренироваться, держать себя в форме. Пользуясь случаем, поблагодарю руководителя астраханского «Динамо» Андрея Валерьевича Демченкова, который предоставил мне все условия, а также медицинский штаб в лице Кирилла и Максима, помогавших с восстановлением. Большое им спасибо. По сути, два месяца пробыл с командой.
Здесь требовалось только ждать. И работать. А менеджер был на связи. А потом появился вариант с «Чеховскими медведями».
– Когда это случилось?
– Я позвонил Максимову, сказал: «Владимир Саламанович, готов отыграть год. Возьмете?» Он ответил: «Да, конечно». Договорились за десять секунд. Вот и весь разговор.
– То есть дело даже не дошло до обсуждения условий?
– Мы уже довольно давно знакомы. Я знаю, чего от меня хочет Владимир Салманыч, на что могу рассчитывать. Мы поняли друг друга за десять секунд. Не помню точную дату, но все произошло в начале сентября.
– Другие российские команды звали к себе?
– Только мой родной клуб – астраханское «Динамо».
– Получается, всю предсезонку вы провели с астраханцами?
– Да. Ребята только отлучались на турнир памяти Виктора Лаврова в Ставрополе. А так отработал с ними предсезонку. О чем не жалею. Сейчас нахожусь в довольно-таки неплохой форме.
– Вернемся на пару недель назад. Лето заканчивается, вы без команды – такая ситуация угнетала?
– Знаете, когда начала угнетать? Когда я уже соскучился, стал смотреть гандбол. А именно – когда началась ¼ финала СЕХА-лиги. Тогда я поймал себя на мысли, что уже не могу без команды, нужно что-то предпринимать. Наверное, взыграли какие-то «игровые» чувства. Тренировался с астраханцами, но не было ощущения, что я внутри команды. Это стало немножко напрягать, и я решил набрать Владимира Салманыча. И вот я в Чехове.
– Когда ждать первой игры после возвращения?
– Уф, во вторник мне объявили, что, по сути, в четверг я уже могу принять участие в матче с «Динамо-Сунгулем». В юридическом плане никаких противопоказаний нет.
– А физически готовы?
– Да-да-да. Мне кажется, с этим не должно быть проблем. Свое тело уже знаю. В принципе чувствую себя хорошо.
– С вашим приходом в Чехове стало сразу три правых крайних высокого уровня. Хватит ли всем работы?
– Работы однозначно хватит. Ее никогда не бывает мало. Есть разные варианты тактического применения. Говорю, в частности, про себя. Будем смотреть и подстраиваться под ритм. Игр предстоит много. Конечно, будет какая-то ротация.
– Обсуждался ли вариант с использованием вас на позиции правого полусреднего?
– Ха, вы хотите, чтобы я вам все карты раскрыл? По нападению – не знаю. А по обороне – да, обсуждали роль второго защитника. Когда прилетел в Чехов, вспомнили с Владимиром Салманычем некоторые моменты из недалекого прошлого. А потом посвятили время тактическому анализу моего присутствия на площадке.
– Срок контракта – один год – намекает на то, что по окончании сезона вы предпримете еще одну попытку поиграть в Европе.
– Не знаю, не стану загадывать. Если появится вариант – будем рассматривать. Сейчас я вам наобещаю, а ничего не выйдет. Будет некрасиво. Но внутри такое желание сидит. Есть мысли, да. Буду отталкиваться от ощущений, от самочувствия, от того, как поведет себя то же колено.
– Не так давно сообщалось, что бывший владелец «Вардара» Сергей Самсоненко выделил 700 тысяч евро на погашение долгов перед игроками. Клуб уже полностью с вами рассчитался?
– Так скажем, в процессе. Есть ли волнение? Волнения нет. Есть большое доверие человеку. Получим все до последнего.
– Был ли вариант возвращения в «Вардар»? За шесть лет в Скопье вы стали легендой клуба.
– Он был актуален в январе. Разговаривал о переходе обратно с тогдашним тренером Стевче Алушовским. Сказал ему, что у меня есть контракт с «Веспремом» и на сезон-2021/22. Перед тем три месяца не играл из-за травмы. Тогда хотелось доказать и себе, и клубу, что мое подписание не было ошибкой. В общем, отказался от предложения.
– В чемпионате России задача у Чехова вполне очевидная. А что касается Евролиги?
– Думаю, нам по силам задача-минимум — выйти в четвертьфинал, повторить успех прошлого сезона. А максимальная цель – постараться залезть в «финал четырех». В минувшем розыгрыше команда продемонстрировала силу, показала зубы. Со своей стороны попытаюсь помочь клубу, что-то донести до ребят. Больше – в психологическом плане.
Играя за рубежом, легионеры следят за матчами наших команд в Европе. Когда было время, смотрел игры и ЦСКА, и «медведей». Думаю, в «ответке» с «Райн Левен» ребята из Чехова перегорели, не поверили в себя. Потому что неделей ранее у этой же команды они мячик выиграли. Тогда как на выезде «сгорели» с разницей в десять. Дело в большей степени в неумении проводить такие матчи и в психологии, а не в «физике» или чем-то еще. Вряд ли парни за неделю разучились играть.
– Как изменился чемпионат России за время вашего отсутствия?
– В лучшую сторону – однозначно. Появился теперешний ЦСКА. «Нева» немножко забуксовала в прошлом сезоне, но ранее стабильно была в тройке. Появляется конкуренция. Тот же «Виктор» стал кусачей командой, пермяки подтягиваются. Уровень российской лиги подрос.
Сергей Мордасевич / «Быстрый центр»
Фото: IHF, ГК «Чеховские медведи», ГК «Веспрем»